№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 11763

1.

Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

 

1) моделирование

2) измерение

3) эксперимент

4) абстрагирование

 

Объясните свой выбор ответа.

2.

Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного.

3.

Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного.

4.

Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:

1) Насекомые

2) Животные

3) Жесткокрылые

4) Членистоногие

5) Семиточечная божья коровка

 

Ответ:

ЦарствоТипКлассОтрядВид

5.

Укажите одно из значений, которое имеют божьи коровки в жизни человека.

6.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида животного соболь.

 

(1)В настоящее время соболь встречается по всей таёжной части России от Урала до побережья Тихого океана к северу до пределов лесной растительности. (2)Длина тела соболя — до 56 сантиметров, окраска шкурки изменчива, от очень светлой, песчано-жёлтой или палевой до коричневой с более светлыми боками. (3)Ведёт наземный образ жизни, как правило, обитает в верховьях горных рек, в зарослях, среди каменных россыпей, изредка поднимается в кроны деревьев. (4)Имеет отлично развитые слух и обоняние, зрение развито слабее. (5)В питании преобладают мышевидные грызуны, главным образом — красные полёвки, белки, бурундуки. (6)Кроме того, соболь питается растительной пищей, отдавая предпочтение кедровым орехам, рябине, голубике, бруснике и чернике.

7.

Определите тип питания организмов, приведённых в списке.

 

СПИСОК ОРГАНИЗМОВ:

1) лотос

2) олень

3) трутовик

4) рис

5) тополь

6) дождевой червь

 

Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.

Ответ в каждую ячейку запишите в виде последовательности цифр, в порядке их возрастания.

 

Ответ:

Автотрофный тип

питания

Гетеротрофный тип

питания

8.

Какой тип питания характерен для дождевого червя, изображённого на рисунке?

Обоснуйте свой ответ.

9.

Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития лямблии, и ответьте на вопросы.

Какой цифрой обозначен на рисунке основной хозяин?

10.

Как человек может заразиться лямблией? Опишите механизм одного из способов заражения.

11.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

 

ОбъектПроцесс
нервная клеткапередача возбуждения
мышечная клетка...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) газообмен

2) движение

3) сокращение

4) защита

12.

К какой системе органов относится нервная клетка у виноградной улитки?

13.

Какой признак класса млекопитающие свойствен человеку?

 

1) диафрагма

2) лёгочное дыхание

3) головной и спинной мозг

4) замкнутая кровеносная система

14.

Установите соответствие между представителями животного царства и их особенностями.

 

ОСОБЕННОСТИ   ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) включают отряд клювоголовые

Б) включают класс хрящевые

В) дыхание в основном жаберное

Г) дыхание лёгочное

Д) развита боковая линия

Е) у некоторых встречается теменной орган, воспринимающий световые сигналы

 

1) Рыбы

2) Рептилии

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

АБВГДЕ

15.

Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.

 

РыбыРептилии
 
  
  

16.

Вставьте в текст «Осьминог» пропущенные термины из предложенного пере¬чня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры вы¬бранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

Осьминог

У осьминога мешкообразное тело и ______________(А) рук-щупалец.

Руки у осьминога не одинаковой длины, на них есть______________(Б), расположенные в два ряда. Туловище одето______________(В). Нападая на жертву, осьминог мгновенно меняет окраску, а глаза его начинают страшно сверкать. Передвигается осьминог______________(Г) способом. Главным органом передвижения осьминогу служат не руки, а воронка. Приподняв немного край мантии, животное набирает внутрь воду. Затем осьминог, резко сжимая мускулы, выталкивает воду через узкое отверстие воронки. Этот выброс воды быстро двигает тело противоположном направлении.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) десять

2) восемь

3) крючки

4) присоски

5) панцирь

6) мантия

7) головой вперёд

8) реактивным

 

Ответ:

АБВГ

17.

Выделительная система животного, изображённого на рисунке, представлена

 

1) зелёными железами

2) мальпигиевыми сосудами

3) печенью

4) парными почками

5) мочеточники

 

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.

18.

Мы знаем из биологии, что основной орган дыхания рыб — это жабры, приведите пример животного кроме рыб, у которых жабры — орган дыхания.

19.

Верны ли следующие суждения о происхождении млекопитающих?

А. Млекопитающие произошли от древних пресмыкающихся.

Б. Млекопитающие произошли от древних птиц.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

20.

Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.

 

«Выживание куропаток»

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

 

Возраст, годыКоличество особейСмертность, %Доля самок в популяции
живых к началу возрастапогибших в данном возрасте
01000850850,50
211231280,46
45718320,32
6269350,23
8114350,27
1052350,20
1221500
13111000

 

1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?

2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.

21.

Рассмотрите фотографии собаки породы афганская борзая. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма ушей

В. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВ
   

22.

Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы Афганская борзая стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.

 

Стандарт породы Афганская борзая (фрагмент)

 

Согласно стандарту, окрас борзых допустим любой. Не допускается только присутствие белых пятен. При чепрачном окрасе у собаки темная спина, с которой черный, серый или коричневый цвет равномерно опускаются на бока, образуя так называемый «чепрак».

Хвост Посажен низко, не слишком короткий, с кольцом на конце, покрыт редкой шерстью. При движении держится в поднятом положении.

Уши Посажены низко, висячие, широкие у основания, плотно прилегающие к голове, сплошь покрыты шелковистой и длинной шерстью.

 

Сделайте заключение о соответствии изображённой на фотографии собаки указанным стандартам породы. Оцените возможность использования собаки этой породы для чистопородного размножения в клубе собаководства.