№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 12168

1.

Как называют ученого-биолога, объектом изучения которого являются изображённые на рисунке объекты?

 

1) орнитолог

2) ихтиолог

3) микробиолог

4) энтомолог

 

Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.

2.

Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного.

3.

Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного.

4.

Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:

1) Высшие раки

2) Членистоногие

3) Десятиногие ракообразные

4) Зелёный травяной краб

5) Животные

 

Ответ:

ЦарствоТипКлассОтрядВид

5.

Укажите одно из значений, которое имеет зелёный травяной краб в жизни человека.

6.

Известно, что ласка обыкновенная — маленькое хищное млекопитающее, обитающее в разных экосистемах.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Длина тела у самцов 13−26 см, вес 40−250 г, самки на целую треть мельче.

2) Охотится на мышевидных грызунов, которых ловит в их норах, пользуясь своими размерами и гибкостью тела.

3) Живёт на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях.

4) В Древнем Риме и раннесредневековой Европе была домашним животным.

5) Гнездо выстилает сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников.

6) Хвост очень короткий, у некоторых ласок не превышает длину ступни.

7.

Определите тип питания организмов, приведённых в списке.

 

СПИСОК ОРГАНИЗМОВ:

1) камыш

2) кукушкин лен

3) дуб

4) печеночный сосальщик

5) слон

6) кишечная палочка

 

Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.

Ответ в каждую ячейку запишите в виде последовательности цифр, в порядке их возрастания.

 

Ответ:

Автотрофный тип

питания

Гетеротрофный тип

питания

8.

Какой тип питания характерен для улотрикса, изображённого на рисунке? Обоснуйте свой ответ.

9.

Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития острицы детской, и ответьте на вопросы.

Какой цифрой обозначен на рисунке основной хозяин?

10.

Как человек может заразиться трипаносомой? Опишите механизм одного из способов заражения.

11.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

 

ЖивотноеОрган
пчела медоноснаягрызуще-сосущий
муха комнатная...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) колюще-сосущий

2) сосущий

3) лижущий

4) грызущий

12.

Чем питается пчела, если у неё грызуще-сосущий ротовой аппарат?

13.

На рисунке изображена зубная система животного. Представители какого класса обладают таким набором зубов?

1) Пресмыкающиеся

2) Брюхоногие

3) Земноводные

4) Млекопитающие

14.

Установите соответствие между представителями животного царства и их особенностями.

 

ОСОБЕННОСТИ   ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) включают отряд клювоголовые

Б) включают класс хрящевые

В) дыхание в основном жаберное

Г) дыхание лёгочное

Д) развита боковая линия

Е) у некоторых встречается теменной орган, воспринимающий световые сигналы

 

1) Рыбы

2) Рептилии

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

АБВГДЕ

15.

Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.

 

РыбыРептилии
 
  
  

16.

Вставьте в текст «Осьминог» пропущенные термины из предложенного пере¬чня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры вы¬бранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

Осьминог

У осьминога мешкообразное тело и ______________(А) рук-щупалец.

Руки у осьминога не одинаковой длины, на них есть______________(Б), расположенные в два ряда. Туловище одето______________(В). Нападая на жертву, осьминог мгновенно меняет окраску, а глаза его начинают страшно сверкать. Передвигается осьминог______________(Г) способом. Главным органом передвижения осьминогу служат не руки, а воронка. Приподняв немного край мантии, животное набирает внутрь воду. Затем осьминог, резко сжимая мускулы, выталкивает воду через узкое отверстие воронки. Этот выброс воды быстро двигает тело противоположном направлении.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) десять

2) восемь

3) крючки

4) присоски

5) панцирь

6) мантия

7) головой вперёд

8) реактивным

 

Ответ:

АБВГ

17.

Если в яичниках самок животных происходит формирование структуры, изображённой на рисунке (4), то для этого животного, вероятнее всего, будут характерны

 

1) наличие диафрагмы

2) наличие плаценты

3) развитый мозжечок

4) голая кожа

5) высокий обмен веществ

 

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.

18.

В описании животных зоологи часто употребляют термин «диафрагма». Что понимают под этим термином?

19.

Верны ли следующие суждения о признаках систематических групп рыб?

 

А. У хрящевых рыб отсутствует плавательный пузырь.

Б. Жаберные щели костных рыб покрыты жаберными крышками.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20.

Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.

 

«Выживание куропаток»

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

 

Возраст, годыКоличество особейСмертность, %Доля самок в популяции
живых к началу возрастапогибших в данном возрасте
01000850850,50
211231280,46
45718320,32
6269350,23
8114350,27
1052350,20
1221500
13111000

 

1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?

2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.

21.

Рассмотрите фотографию собаки породы Ирландский сеттер и выполните задания.

Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению собаки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма хвоста.

 

 

 

 

 

 

 

А. Окрас

Б. Форма ушей

В. Форма хвоста

22.

Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы Ирландский сеттер стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.

 

Стандарт породы Ирландский сеттер (фрагмент)

 

Уши: вислоухие, большие, мягкие, плотно покрыты длинной волнистой шерстью.

Цвет: Светло — рыжий; Темно — рыжий; Каштановый, возможны белые пятна на груди или горле. По стандарту допускается белая узкая проточина или звездочка на лбу.

Хвост ровный, широкий в области основания, постепенно сужается. Собака несет его на уровне позвоночника. У подросших питомцев на нем появляется украшающий волос.

 

Сделайте заключение о соответствии изображённой на фотографии собаки указанным стандартам породы. Оцените возможность использования собаки этой породы для чистопородного размножения в клубе собаководства.