№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 13053

1.

С какой целью учёный-биолог пользуется в своей работе прибором, изображённым на фотографии?

 

1) определение значения организма в жизни человека

2) описание строения организма

3) охрана организма в природе

4) наблюдение за организмом в природе

 

Объясните свой ответ с использованием знаний о назначении изображённого прибора.

2.

Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного.

3.

Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного.

4.

Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:

1) Многощетинковые (Полихеты)

2) Кольчатые черви

3) Животные

4) Зелёный нереис

5) Нереиды

 

Ответ:

ЦарствоТипКлассСемействоВид

5.

Укажите одно из значений, которое имеют зелёные нереисы в жизни человека.

6.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида животного соболь.

 

(1)В настоящее время соболь встречается по всей таёжной части России от Урала до побережья Тихого океана к северу до пределов лесной растительности. (2)Длина тела соболя — до 56 сантиметров, окраска шкурки изменчива, от очень светлой, песчано-жёлтой или палевой до коричневой с более светлыми боками. (3)Ведёт наземный образ жизни, как правило, обитает в верховьях горных рек, в зарослях, среди каменных россыпей, изредка поднимается в кроны деревьев. (4)Имеет отлично развитые слух и обоняние, зрение развито слабее. (5)В питании преобладают мышевидные грызуны, главным образом — красные полёвки, белки, бурундуки. (6)Кроме того, соболь питается растительной пищей, отдавая предпочтение кедровым орехам, рябине, голубике, бруснике и чернике.

7.

Определите тип питания организмов, приведённых в списке.

 

СПИСОК ОРГАНИЗМОВ:

1) ламинария

2) береза

3) опята

4) календула

5) корова

6) холерный вибрион

 

Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.

Ответ в каждую ячейку запишите в виде последовательности цифр, в порядке их возрастания.

 

Ответ:

Автотрофный тип

питания

Гетеротрофный тип

питания

8.

Какой тип питания характерен для одуванчика лекарственного, изображённого на рисунке?

Обоснуйте свой ответ.

9.

Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития лямблии, и ответьте на вопросы.

Какой цифрой обозначен на рисунке промежуточный хозяин?

10.

Какие меры профилактики должен соблюдать человек, чтобы не заразиться бычьим цепнем? Укажите не менее двух мер и обоснуйте необходимость применения любой одной из них.

11.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

 

ЖивотноеОрган
жук-олень...
рак речнойзеленые железы

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) почка

2) мальпигиевы сосуды

3) звездчатые клетки

4) печень

12.

Какую функцию выполняют зеленые железы рака?

13.

Модель какой системы органов животных показана на рисунке?

 

1) выделительная

2) пищеварительная

3) нервная

4) дыхательная

14.

Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ЖИВОТНОЕ

А) при передвижении по суше не касается брюхом земли

Б) артериальная и венозная кровь не смешиваются

В) тело покрыто роговыми щитками

Г) передние конечности приспособлены к хождению

Д) имеет воздушные мешки

Е) является плотоядным

 

1) крокодил

2) голубь

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

АБВГДЕ

15.

Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.

 

РептилииПтицы
 
  
  

16.

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

Пресмыкающиеся

К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, змей, черепах и крокодилов. За небольшим исключением это __________(А) животные. Кожа у пресмыкающихся _______(Б), снаружи она покрыта роговыми чешуями или щитками. Размножение у пресмыкающихся не связано с водой, поэтому оплодотворение у них ______________(В). Пресмыкающиеся _____________(Г) животные, активны при высоких значениях температуры окружающей среды.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ:

1) наружное

2) сухая

3) внутреннее

4) холоднокровные

5) влажная

6) наземные

7) теплокровные

8) водные

 

Ответ:

АБВГ

17.

Если у животного имеется орган женской половой системы, изображённый на рисунке, то для этого животного, вероятнее всего, будут характерны

 

1) перьевой покров

2) членистые конечности

3) складки и извилины головного мозга

4) теплокровность

5) наличие боковой линии

 

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.

18.

В описании животных зоологи часто употребляют термин «членистые конечности». Что понимают под этим термином?

19.

Верны ли следующие утверждения?

А. Непостоянную температуру тела имеют пресмыкающиеся и млекопитающие.

Б. Постоянную температуру тела имеют птицы и млекопитающие.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

20.

Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.

 

Состояние некоторых жизненных процессов у животных

в период активности и во время спячки

 

Название животногоПульс в минутуТемпература тела, °С

% потери

в весе за

время

спячки

в период

активности

во время

спячки

в период

активности

во время

спячки

Ёж обыкновенный752535,53,1 31,2
Мышь летучая4201637,52,6 33,5
Хомяк

обыкновенный

1751338,5 4,5 35,0
Суслик жёлтый2251237,01,4 43,0

 

У какого животного значения пульса в активном состоянии и во время спячки различаются максимально?

К какому классу относят виды животных, представленных в таблице?

Существует ли зависимость между частотой пульса и температурой тела в период активной жизни у всех видов животных, представленных в таблице?

21.

Рассмотрите фотографии собаки породы миттельшнауцер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма ушей

В. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВ
   

22.

Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы Миттельшнауцер стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.

 

Стандарт породы Миттельшнауцер (фрагмент)

 

Характеристика породы миттельшнауцер.

Окрас собаки — однотонный, форма ушей — стоячие (уши треугольной формы, высоко посаженные, заломлены вперед; традиционно, могут быть симметрично купированными), хвоста — купированный (хвост высоко посажен в зоне крупа, держится высоко, как правило, купируется, может быть коротким от рождения, в случае традиционного купирования, оставляется 2 или 3 позвонка).

 

Сделайте заключение о соответствии изображённой на фотографии собаки указанным стандартам породы. Оцените возможность использования собаки этой породы для чистопородного размножения в клубе собаководства.